1960-е
ВОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ТАТАРЫ
В 1967 году рядом с новым зданием консерватории построен его Большой зал, который с тех пор становится местом проведения крупных гастрольных концертов, фестивалей, премьер. Стеклянное здание переделают в 1996 году.

В это же время в Казани появляются первые рок-группы и ВИА. Если о «настоящей» рок-музыке на татарском языке в ТАССР говорить не приходится, то с ансамблями дела обстоят неплохо — работают «Орфей», «Идель», «Казан утлары» и первый состав будущего «Сайяра». Татарские песни все больше подчиняются мелодиям и ритмам советской эстрады, так что среди тогдашних шлягеров легко услышать и твист, и фокстрот, и даже элементы арт-рока.
Главные звезды эпохи — Ильгам Шакиров и Альфия Авзалова. В составе одной бригады они ездят с концертами в самые отдаленные села, пока руководство филармонии не решает, что и раздельно артисты могут собирать полные залы.
Әгәр белгән булсам
Слова Шариф Биккола
Музыка Анвара Бакирова
Игривую, твистовую песенку поет оперная певица Венера Шарипова. В шестидесятые она, выпускница Московской консерватории, солирует в театре имени Джалиля, а здесь ее лирико-колоратурное сопрано изящно существует в более обыденной ситуации. Также ее голос звучит в татарских композициях оркестра Олега Лундстрема.
Надо отметить, что Бакиров написал много популярных среди молодежи композиций, при этом у него есть до сих пор звучащая на концертах торжественная увертюра для симфонического оркестра «КамАЗ» или позабытая и не поставленная опера «Тукай».
Казан утлары
Слова Ахмеда Ерикея
Музыка Сары Садыковой
Хотя видеозапись сделана позже, сама музыка относится к 60-м годам в творчестве Альфии Авзаловой. Так называется ее эстрадный ансамбль, который собирается, когда руководство филармонии решает, что концерты Альфии Авзаловой и Ильгама Шакирова, которые выступали с программой «На сцене — молодежь», можно проводить отдельно. По сути, это первый татарский ВИА — с раскованной, эффектной вокалисткой и с преобладающими в аранжировках гитарами. А к звуку барабанов сельский народ не сразу смог привыкнуть.
К слову, журнал «Совет әдәбияты» лишь в 1965 году стал называться «Казан утлары».
Яратам дисең син
Слова Анвара Давыдова
Музыка Алмаза Монасыпова
Песня начинается с интро, которое легко мог бы исполнить египетский оркестр. Это довольно хитрая песня, с запутанным ритмом, идущим вслед за текстом, фаталистическим по содержанию. В середине композиции возникает джазовое соло на пиано, никак не связанное со звучавшими до этого мелодиями.
Идел буе каеннары
Слова Ахмеда Ерикея
Музыка Ильгама Шакирова
Еще одна авторская композиция Шакирова давно стала известна за пределами татарского мира благодаря вступлению, в котором цитируется интродукция к хиту конца 60-х — «Hello, I Love You» группы The Doors. О том, что Вадим Усманов, руководивший ансамблем Шакирова, был знаком с последними новинками рок-музыки, известно по признаниями в интервью  родственников.
При этом в поздних версиях это лихое вступление слегка изменено — и, в целом, на примере одной композиции можно увидеть, что даже столпы татарской эстрады порой зачем-то следовали моде.
Синең хакта
Слова Ахмеда Ерикея
Музыка Александра Ключарева
Песня Александра Ключарева, как называл его Шакиров, «самого татарского из всех татарских композиторов» с абсолютно западной аранжировкой. Когда вокалист уступает место инструменталисту, начинается фрагмент, который легко спутать с какой-нибудь группой Jethro Tull, с ведущей флейтой и фанковым басом. Когда возвращается голос, отчетливо слышится дисгармония. Ранний пример битвы двух традиций.
Җиз кыңгырау моңнары
Слова Ангама Атнабаева
Музыка Василя Хабисламова
Ритм, напоминающий стук копыт. Текст, в котором соединяются невеселые мысли путника, воспоминания о былой любви — то ли это современность, то ли давно ушедшая древность. Колокольчики звенят, а жизнь проходит. Василь Хабисламов родился в Бураевском районе Башкортостана, у песни, кстати, есть и башкирская версия. Он начал свой путь к славе с песни «Раушаниям» на стихи Шауката Галиева, при этом долгие годы работал в Бураевской детской музыкальной школе преподавателем по классу баяна.
Күпме күзләр күреп онытылган
Слова Шауката Галиева
Музыка Рифката Гумерова
Ансамбль «Саз» придумал баянист Рифкат Гумеров. После обучения по классу гобоя в музучилище он уходит на заработки, учится на слесаря, посещает клуб при фабрике «Спартак», учится играть на баяне, аккомпанирует Зифе Басыровой, которая приводит его в филармонию, где он ездит по селам и городам с Авзаловой и Шакировым. В 1967 году он создает новый ансамбль при клубе производственного объединения «Тасма» имени Куйбышева. Хор девушек поет то в традиционной манере, то переходит на джазовые вокализы, то есть звучит и современно, и доступно. Здесь, кстати, свою карьеру начинала Венера Ганиева.
Туган җирем — Татарстан
Слова Гульшат Зайнашевой
Музыка Александра Ключарева
Хотя в качестве позывных на казанском радио звучали и другие мелодии («Багышлау» Масгуды Шамсутдиновой, «Пар ат»), именно мелодия Ключарева моментально переносит любого столичного жителя в детство — радиоприемник на кухне, вступление, «Казан сөйли». Зайнашева, сочиняя ее, работала на радио музыкальным редактором. А Ключарев лично подыгрывал на первых записях.
Кояшларың белән кил син миңа
Слова Роберта Ахметзянова
Музыка Алмаза Монасыпова
Родившийся в Самарканде Эмиль Залялетдинов в казанскую консерваторию поступил после ташкентской. И пел он сначала в театре имени Навои, а уже потом — Джалиля. Вершина их союза с Монасыповым — вокально-симфоническая поэма «Тукай аһәңнәре» в семи частях, вдохновленный джазом и мунаджатами.
В песне на стихи модного поэта Ахметзянова Залялетдинову подыгрывает оркестр Виктора Венедиктова: мягкий раскатистый тембр и аккуратные карибские ритмы. Никто друг другу не мешает, напротив, вокалист и инструменталисты сменяют друг друга, без напряжения создавая настроение красивого вечера.
Сәрвиназ
Слова и музыка народные
Слова народные, а вот аранжировка почти что «битловская». Бит на четыре четверти, с брейками в конце каждого куплета, при этом голос Шакирова не контрастирует с этим новомодным для того времени звучанием — его узорчатая партия звучит еще более завораживающе на фоне четкого инструментала. А в конце — задорная аллюзия на She Loves You.
Периоды