К началу XX века формируется татарская сценическая музыка, основанная на богатом народном материале и заимствованиях из культуры соседних народов. Несмотря на неодобрительное отношение мусульманского духовенства, народные песни начинают звучать в концертных залах, на ярмарках и в кабаках. Такие инструменты, как домбра и кыл-кубыз, уже в середине XIX века уступают место гитарам и гармоням.
После революции 1905 года в Казани активизируется татарская пресса, в «Шәрык клубы» («Восточном клубе») начинают выступать с концертами музыканты, ставит первые спектакли труппа «Сайяр». При этом музыка делится на нескольких направлений. Есть исполнители, записывающие на допотопной технике свои вариации на темы популярных песен, которые выпускают иностранные фирмы «Граммофон», «Пате», «Зонофон» (Габдулла Тукай называет записи «кошачьими воплями»). Так появляются первые звезды — Камиль Мутыги, Марьям Искандарова, Нафиса Позднякова. Есть энтузиасты, которые собирают первые оркестры, предвосхищая развитие татарской музыки в сторону европейской классики. А есть простой народ, чьи песни мы до сих пор помним. И все это — важная часть истории.
Символ эпохи — джадидисты: молодые татары, выступающие за реформу образования и движения в сторону Европы. К чему приведет это движение, с учетом революции, покажет время.