В войну Казань становится средоточием московской культурной элиты, а после здесь оказывается немало трофейных фильмов и музыкальных записей. В 1941 году в столице ТАССР вышел массивный сборник Виноградова, Ключарева и Садри под редакцией Ключарева «Татарские народные песни» с 145 произведениями.
В 1947-м в город переезжает оркестр Олега Лундстрема, их первыми официальными записями станут обработки татарских мелодий. Татарская музыка продолжает впитывать новые тембры, ритмы, достаточно вспомнить балканскую стилизацию «Әдрән диңгез» или аллюзии на русский хор в «Бормалы су». Постепенно композиторы отходят от традиционных жанров и творят уже в общепринятых советских.
В Казани начинается новый этап карьеры Рашида Вагапова — из московского дома Асадуллаева он перебирается в казанскую филармонию, записывая для пластинок и радио множество народных композиций.
К декаде татарской литературы и искусства в Москве пишется первый татарский балет — композитор Фарид Яруллин так и не увидит его премьеры.