У первой татарской театральной труппы «Сайяр» был свой ансамбль, в котором играли Салих Сайдашев, Мансур Музафаров, Файзи Биккенин и другие музыканты. Сайдашев уже тогда настаивал на полифоничном звучании, заставляя инструменты играть разные партии, а не одну и ту же мелодию, отходя от традиций восточных оркестров. Эти музыканты становятся и первыми композиторами республики.Отметим, что в 1920-е годы написано немало призывно-лозунговых маршевых песен. «Ударниклар маршы», «Колхозчылар маршы», «Фабзавком маршы» и другие песни остались артефактом эпохи.
В 1922-м на базе трупп «Нур» и «Сайяр» появляется Татарский государственный драматический театр, для спектаклей которого музыку пишет Сайдашев. И многие из этих композиций обретают жизнь и вне сцены. С тех пор история музыки неразрывна от летописи театра, который создает популярный жанр — музыкальную драму.
Казанское музыкальное училище, организованное Казанским отделением Русского музыкального общества в 1904 году на базе частных музыкальных школ, в котором учились такие композиторы, как Салих Сайдашев и Султан Габяши, Назиб Жиганов и Александр Ключарев, Юрий Виноградов и Фарид Яруллин, в 1923 году переезжает на улицу Жуковского, где обитает и сейчас.
В 1927 году в Казани начинает работать радио. Те, кого можно услышать на его волнах радиостанции, — кумиры молодежи. Больше всего времени отдается народной музыке — радио продвигает песни, услышанные в деревнях.
Первым композиторам приходится решать вопрос о развитии профессиональной татарской музыки. Главенствующим мнением становится необходимость движения в сторону европейской культуры, расширение ладовой основы, гармонизации. Так формируется советская татарская музыка — еще отражающая народные традиции, но восхищающаяся полифонией, вертикальными структурами и классикой (уже сочинена первая опера «Сания», причем силами целых трех композиторов — Габяши, Виноградова, Газиза Альмухаметова).