1910-е
ГРАММОФОННАЯ МУЗЫКА И ПЕРВЫЕ ЗВЕЗДЫ

К началу XX века формируется татарская сценическая музыка, основанная на богатом народном материале и заимствованиях из культуры соседних народов. Несмотря на неодобрительное отношение мусульманского духовенства, народные песни начинают звучать в концертных залах, на ярмарках и в кабаках. Такие инструменты, как домбра и кыл-кубыз, уже в середине XIX века уступают место гитарам и гармоням.


После революции 1905 года в Казани активизируется татарская пресса, в «Шәрык клубы» («Восточном клубе») начинают выступать с концертами музыканты, ставит первые спектакли труппа «Сайяр». При этом музыка делится на нескольких направлений. Есть исполнители, записывающие на допотопной технике свои вариации на темы популярных песен, которые выпускают иностранные фирмы «Граммофон», «Пате», «Зонофон» (Габдулла Тукай называет записи «кошачьими воплями»). Так появляются первые звезды — Камиль Мутыги, Марьям Искандарова, Нафиса Позднякова. Есть энтузиасты, которые собирают первые оркестры, предвосхищая развитие татарской музыки в сторону европейской классики. А есть простой народ, чьи песни мы до сих пор помним. И все это — важная часть истории.

Символ эпохи — джадидисты: молодые татары, выступающие за реформу образования и движения в сторону Европы. К чему приведет это движение, с учетом революции, покажет время.

Туган тел
Слова Габдуллы Тукая
Музыка народная
Мелодия песни — популярный в начале XX века баит «Дедушка Селим». Сохранилась ее запись в исполнении Камиля Мутыги-Тухватуллина. С ней случилась обычная для того времени история. Многие тексты песен пелись на одни и те же мелодии. Таким образом, в народной памяти утвердились новые слова — стихотворение Тукая 1909 «Туган тел». Поэтому у песни, которую праве назвать неофициальным гимном татарского народа, настолько любопытная ритмика и построение музыкальных фраз.
Из множества вариантов нами выбрано исполнение Тагира Якупова.
Әллүки
Слова Габдуллы Тукая
Музыка народная

Стихотворение «Милли моңнар» Тукай написал, по его словам, следуя «народным песням». В сборниках даже помечалось — петь на мотив «Зиләйлүк» (она на «Әллүки» очень похожа).
По одной из версий, Тукай сочинил его по следам недавних событий — проживая в номерах «Булгар», он услышал песню, дойдя до исполнителя, обнаружил, что это поэт Сәгыйть Рәмиев, который назвал мелодию — «Әллүки».
Друг Тукая Вафа Бахтияров писал, что дело было в гостях у журналиста Хусаина Абузярова. Он жил на улице Дегтярной (нынешний парк Тысячелетия), где собралось немало молодежи. Грустный Рамиев сначала не реагировал на веселье, потом выпив рюмку, встал и начал петь различные песни, включая «Әллүки».
В советское время она получила популярность благодаря ансамблю песни и танца республики и вошла в канон «озын көй» — протяжных песен с обильной мелизматикой, благодаря которой певец может показать всю красоту голоса.
Иске кара урман
Слова и музыка народные
Песня в сборниках появилась в 1913 году. Считается, что в Казань ее привезли из Оренбурга, а в столице губернии она стала популярной благодаря сценическому исполнению. Сейчас «Кара урман» — классика «озын көй», обязательная на всех вокальных конкурсах. При этом песня, конечно же, не городская, ее главный образ — темный, дремучий лес, символ жизненных испытаний, которые лучше преодолевать сообща.
Пар ат
Слова Габдуллы Тукая
Музыка Камиля Тухватуллина
Песню о прибытии в Казань поет, как и «Ай, былбылым» «К.А.М. Тухватуллинъ» Камиль Аль-Мутыги (Мутыгуллович) Тухватуллин. Брат актрисы и певицы Галии Кайбицкой родился в Уральске, в медресе «Мутыгия» обучал Тукая, который потом довольно насмешливо отзывался о его вокальных способностях. Журналист, издававший, к примеру, газеты «Уклар» и «Фикер». После революции работал в издательстве «Гажур», переводил в Наркомате просвещения Татарской АССР. Отметим, что песня эта — не народная: не зная грамоты, но явно обладая мелодическим даром, Тухватуллин придал интересное звучание популярным стихам ученика, применив арузную ритмику в размере 7/8. Аруз — наследие арабской поэзии, когда стихи складывались из чередования долгих и кратких слогов, безусловно, знакомое в то время каждому грамотному татарину.
Ай, былбылым
Слова и музыка народные
Среди канона татарских народных песен есть несколько, которые показывают «альтернативный» путь развития. Учитель Тукая и популярный певец Камиль Тухватуллин, по легенде, привез ее с южных гастролей — она знакомо звучит и для турков, и для крымских татар.
Известен ещё один вариант песни, слова для нее написал Наки Исанбет в 1956 году по заказу композитора Александра Ключарева. Постоянно ее включает в репертуар Ренат Ибрагимов.
Мы же выкладываем версию Ильгама Шакирова — как наиболее лишенной каких-либо временных меток.
Шахта
Слова и музыка народные
Реалистичная песня, описывающая душевные терзания женщины. Ее любимый уезжает на заработки в чужие края. Может — не надолго, для крестьян, отправлявшихся зимой на заработки, существовал даже специальный термин — «зимагур» (зима — горе). До революции немало татар работало в шахтах Донбасса, Кузбасса, Урала, Караганды, в жутких условиях, в жаре, кисло-соленой воде, пыли, разъедающей кожу, когда над головой свисают провода высокого напряжения, а до чистого воздуха — до 200 метров.
Зиләйлүк
Слова Габдуллы Тукая
Музыка народная
Песня на стихи Тукая «Девушке, уволенной с работы» — практически некрасовское обращение к юной особе, выгнанной с господского дома. Иногда эту песню путают из другой, «Бондюг кызы Зиләйлүк», которая была написана в нынешнем Менделеевске (тогда — Бондюг) в 1950-е годы в ансамбле от дома культуры местного химкомбината. Настроение у этой композиции совершенно противоположное.
Стихотворение основано на реальных событиях — в 1907-1908 в народе разошлась новость, что казанский купец Гильметдин Ибрагимов изнасиловал 13-летнюю служанку и выгнал ее из дома. Журналист Солтан Рахманколый вспоминал, как Тукай просил его напеть эту песню — и поправлял ошибки в мелодии.
На нашем видео — современное исполнение песни.
Кәккүк
Слова народные
Музыка Султан Габяши
Султан Габяши родился в Высокогорском районе, учился в казанском медресе «Мухаммадия» и уфимских «Галия» и «Усмания». Также окончил реальное училище и два курса юридического (после ушел в армию). С детства играл на кубызе и баяне, а музыке, игре на пиано его учил преподаватель, нанятый отцом, богословом и тюркологом Хасан-Гата Габяши. Первые шаги, как артист, Габяши совершил в Уфе, где играл на музыкально-литературных вечерах на пиано, а позже стал постоянным участником мероприятий в казанском «Восточном клубе». В 1913-1915 годах он написал свои первые песни, среди которых особенно заметной была пьеса «Кәккүк», тогда еще без слов. Вскоре Габяши стал и театральным композитором, написал музыку к драме Гаяза Исхаки «Зулейха» для труппы «Сайяр», предопределив будущую связку композиторской и театральной школы республики.
«Кәккүк» в истории татарской эстрады претерпела немало изменений — к примеру, в версии Альфии Авзаловой к птичьим переливам вокалистки присоединялись и другие инструменты.
Галиябану
Слова и музыка народные
Долгую жизнь этой песне обеспечил драматург Мирхайдар Фәйзи, который 1916-1917 году написал в Оренбурге пьесу, вскоре поставленную местной театральной труппой «Ширкат». Уже потом к ней обратилась казанская труппа «Сайяр» и другие театры (в Камаловском за сто с лишним лет ее ставили десять раз).

Песня, которая стала лейтмотивом произведения, называлась «Сәгадәтбану» - автор услышал ее в одном из сел Орского уезда. А потом уже название меняется на «Галиябану» - мол, Сәгадәт — это счастье, а у главной героини по сюжету ничего и близко нет. Она хочет выйти замуж за любимого человека, но против них выступает богатый односельчанин. Однако в самой песне нет ни намека на трагедию, зато есть витиеватая, вкрадчивая мелодия.
Күбәләк
Слова и музыка народные
Невероятно популярная татарская песня — как учебник по народному стихосложению. Две строчки — наблюдения о природе. Две строчки — признание в чувствах. Типичная история для песен, которые появились не на сцене, а бытовали в народе. Две строчки — чтобы привлечь внимание. Две строчки — чтобы рассказать о важном. Обратите также внимание на ритм, который то замедляется, то ускоряется — так же бьется и сердце искреннего исполнителя.
Әпипә
Слова и музыка народные
Одна из самых известных за пределами татарского мира песен. Ее можно причислить к жанру «кыска көй» (короткий напев), плясовым, такмакам (своего рода частушкам). Есть версия, что она написана содержательницей борделя и является продуктом самой что ни на есть низовой культуры. По другой версии — это история Мафтухи-апы и ее дочери Гафифы (а ласково - Апипы), которые ходили по дворам, пели-танцевали, зарабатывая на жизнь. Ее мелодия может проявиться, например, в «Татарской рапсодии» Альберта Лемана или в современной танцевальной однодневке.
Заман
Слова и музыка народные
Запись этой песни 1916 года нашли в немецких архивах — поет ее пленный татарин, когда оказался на чужой стороне во время Первой мировой войны. Значительно позже ее перепел в более пафосной версии Государственный фольклорный ансамбль Республики Татарстан. Возможно, поэтому слова «Гакыйль булган татарларны ник уятмыйсың заман?» («Почему не разбудишь разумных татар, время?») звучат пугающе актуально и сейчас.
Алмагачлар
Слова и музыка народные
Частушечная ритмика, понятные слова — неудивительно, что эту песню можно встретить на пластинках, которые записывали для татар американские, французские, немецкие фирмы, почувствовав большой спрос. Напетые в нехитрую технику резкими голосами, для которых было привычнее пение на летних эстрадах и ярмарках, такие записи — яркий пример «поп-музыки» того времени. Интеллигенция морщила лоб, а народ покупал — и слушал дома. И песня, что интересно, дожила до наших дней, представая порой в совершенно далеких от оригинала версиях, при этом сохраняя удалой характер.
Баламишкин
Слова и музыка народные
По одном из легенд, мелодия «Бала Мишкин» родилась из-за Габделгалима Мишкина, саратовского купца. Мол, он заработал много денег, которые завещал трем детям. Двое из них заявили, что работать не собираются, денег у них будет вдосталь, пока не закончатся камни в Волге. Так они все потратили, а памятью им стала мелодия «Баламишкина». По этой легенде Карим Тинчурин написал драму «Соңгы сәлам».
Периоды